В последние десятилетия коробка-автомат из признака респектабельности на дорогих авто стала обыденным агрегатом даже на бюджетных авто. Её недостатки, в первую очередь, чуть более высокий расход топлива и относительно вялый разгон, во многом удалось скомпенсировать, а достоинства сохранить.
Разумеется, и Таос не могли не снабдить классическим гидроавтоматом, с первыми партиями в ход пошла 8-ступенчатая АКПП, а чуть позже добавилась 6-диапазонная версия для младшего мотора. В настоящее время покупателям доступны оба варианта:
- АКПП6 (AQ250) с двигателем 1,6 л;
- АКПП8 (AQ300) с турбомотором 1,4 л.
Обе эти коробки японские, фирмы Aisin, причем восьмиступенчатая была разработана на базе шестиступенчатой в том же корпусе путем «уплотнения» конструкции. Установка дополнительного блока шестерен была затеяна ради снижения расхода топлива, и эта цели этой достигли, но цена оказалась неожиданной — при агрегатировании с одинаковыми двигателями (и на одинаковых моделях, понятно) новая АКПП экономичней по городу на 0,5-1 л/100 км, но проигрывает в динамике разгона 0,1-0,2 сек до 100 км/ч.
В случае с Таосом сопоставить КПП не получится, они устанавливаются с разными моторами, но общие характеристики приведем.
Сводная таблица основных характеристик
Модификации Таоса | 1.6MPI АКПП6 | 1.4TSI АКПП8 |
---|---|---|
Объем ДВС, см3 | 1 598 | 1 395 |
Макс. мощность, л. с., при об/мин | 110 / 5 800 | 150 / 5 000 |
Макс. крут. момент, Нм при об/мин | 152 / 3 850 | 250 / 1 500 |
Привод, вид | Передний | Передний |
Макс. скорость, км/ч | 177 | 200 |
Разгона 0-100 км/ч | 13,0 | 8,8 с |
Расход бензина в различных режимах(городс./смешанн./ загород. ), л/100 км | 9,4//7,2/5,9 | 9,2/7,0/5,7 |
AQ250
Это электрогидроуправляемая коробка, с планетарными шестернями в механическом блоке и гидродинамическим преобразователем крутящего момента (гидротрансформатором), с возможностью блокировки его проскальзывания, для переднеприводных авто с поперечной установкой ДВС.
Диаграмма момента блокировки гидротрансформатора в зависимости от нагрузки на ДВС и скорости движения.
Краткие характеристики:
- допустимый крутящий момент — <300 Нм;
- передаточные отношения для скоростей:
- 1 — 4,148;
- 2 — 2,370;
- 3 — 1,556;
- 4 — 1,155;
- 5 — 0,859;
- 6 — 0,686;
- ЗХ — 3,394;
- вес — примерно 82 кг;
- объем масла — 7 л;
- артикул масла-оригинала — G052025A2*;
- фильтра КПП — 09g325429h**;
- кольцо пробки слива — 09d321181b;
- сроки замены масла: номинально необслуживаемая, на практике — 60 000 км***.
Примечания:
- *- ВАГ сам масло не производит, изначально под этим артикулом было масло Esso JWS3309, позже нашли более бюджетный аналог Тoyota ATM fluid WS888602305;
- **- этот фильтр — коварная штука, порой даже в АКПП на одной модификации автомобиля попадались различия, в т. ч. и по форме фильтра, причем не отраженные в служебной документации. Узнать, какой фильтр стоит можно, только сняв поддон АКПП. Расчет на то, что у официального дилера все равно должны быть все виды, а любители сэкономить на самостоятельном или стороннем обслуживании получат урок, побегав в поисках нужного, пока машина где-то стоит со снятым картером коробки;
- ***- встречаются факты замены масла и на 30 000 км, при этом оно полностью черное, а магниты в поддоне КПП облеплены металлическими продуктами износа.
Гидравлический узел управления установлен в полости картера КПП, электронный узел внешний, вынесен в подкапотное пространство. Коробка предназначена для работы с системой охлаждения (СО), и на некоторых моделях ВАГа с этой КПП у владельцев возникали проблемы.
Бывали случаи перегрева автоматов в предельных режимах движения в случае общей (объединенной) с ДВС СО, в результате нештатной работы термостатов при Т>100°С коробка нагревалась до 115…118°С, что никак не способствовало ни сохранности смазывающих свойств АТФ, ни продлению ресурса самой коробки.
В результате, среди любителей активного вождения возник специфический вид тюнинга, доработка СО этой АКПП, сводившийся либо к переделке штатной системы, либо к установке независимой СО для коробки.
Тем не менее, для нормальных условий вождения коробка обладает неплохой надежностью и хорошим ресурсом, даже при отсутствии обслуживания она, как правило, выхаживает 100 тыс. км и более (хотя в конце этого срока возможны начальные проявления неисправностей), а при условии регулярного обслуживания ресурс может достигать 250-300 тыс. км.
AQ300
Поскольку эта АКПП создавалась как модернизация 6-ступенчатой, то все вышеизложенное в значительной мере относится и к ней. Однако, ввиду «уплотнения» конструкции условия работы в ней более жесткие и масло в автомат отличается артикулом — G055540A2.
Относительно интервалов замены продолжается дискуссия, номинально каждые 60 000 км необходимо проверять уровень/состояние масла, понятно, что по опыту её предшественницы масло просто поменяют, оно наверняка будет черным.
Существует и другая точка точка зрения, заключающаяся в необходимости дополнительной частичной замены масла каждые 20-30 тыс. км. Аргументация логичная — раз условия работы более жесткие, то и деградировать масло будет быстрее, поэтому интервалы смены необходимо сократить.