Фольксваген Джетта 6 поколения за несколько лет в России проявила довольно неплохие потребительские свойства, однако многие владельцы в той или иной мере все равно проводят тюнинг машины, дорабатывая её под свои нужды.
В общем случае, тюнинг — доработка серийного авто, связанная с изменением заводских характеристик, потребительских свойств, внешнего вида, интерьера.
Разновидность тюнинга — стайлинг, в этом случае механическая часть остается неизменной, а меняются декоративные элементы экстерьера и интерьера.
Различают следующие виды тюнинга:
- двигателя, в т. ч. чип-тюнинг;
- трансмиссии;
- тормозов;
- подвески;
- экстерьера;
- интерьера;
- боевой, заключающийся в установке вооружения и/или бронирования.
Содержание
Тюнинг двигателя
Применительно к Джетте вопрос простой и сложный одновременно. Простой, потому что у модели изначально предлагается выбор из нескольких вариантов двигателя и можно выбрать для себя наиболее подходящий.
С другой стороны, турбомотор 1,4 литра мощностью 150 л. с. уже оборудован наддувом, а значит, решить вопрос можно относительно «малой кровью», через перепрошивку (чип-тюнинг) электронного блока управления двигателем.
Теория вопроса.
Мощность двигателя в общем случае определяется как произведение оборотов на крутящий момент. То есть увеличить мощность мотора (форсировать) можно подняв обороты и/или добавив крутящий момент. Поднимать обороты сложно, во первых, ввиду значительного роста при этом динамических нагрузок на детали двигателя, усиленного износа и снижения ресурса. Моторы "Формулы-1", работающие порой в диапазоне 8-11 тыс. оборотов в минуту, выхаживают 1-2 гонки (менее 2 000 км), после чего требуют капитального ремонта. Во вторых, существует фундаментальное ограничение росту оборотов, связанное со скоростью горения топливо-воздушной смеси в цилиндрах двигателя. Невозможно заставить поршень двигаться быстрее, чем его толкает давление расширяющихся при сгорании газов. Отсюда основной путь, увеличение крутящего момента. Поднять его можно конструктивно, увеличив радиус кривошипа коленвала. Но при этом вырастет и ход поршня, а значит, габариты и масса всего двигателя. что не всегда приемлемо. Второй вариант, увеличить порцию топлива и тем самым поднять давление в камере сгорания. Но для сгорания увеличенной порции топлива понадобится и увеличенная доза воздуха, больше, чем засасывает в цилиндр за счет разрежения на такте впуска. Значит, его надо подать принудительно, т. е. поставить наддув. Обратная сторона такого варианта - увеличение нагрузок на детали кривошипно-шатунного механизма, вызывающее, при прочих равных условиях, снижение их ресурса.
Сложность в случае с Джеттой в том, что самый мощный двигатель и так форсирован наддувом, и дальнейшая форсировка приведет к резкому падению ресурса мотора. Другая проблема в том, что мощный двигатель быстро угробит штатную трансмиссию, значит, нужна и её доработка.
Тюнинг трансмиссии
Зачастую это вынужденная мера после форсировки двигателя, её задача — передавать и преобразовывать увеличившийся крутящий момент от двигателя на колеса. Обычно сводится к подбору и установке агрегатов, рассчитанных на больший крутящий момент.
Может быть и частичным, например, установка главной пары с большим передаточным отношением улучшит динамику разгона за счет снижения максимальной скорости, а «керамическое» сцепление обеспечит более резкий старт за счет снижения проскальзывания фрикционных элементов.
Оба этих вида тюнинга технически сложны, финансово затратны и мало подходят для самостоятельного проведения работ.
Тюнинг подвески
Чаще всего применяется:
- для повышения клиренса, с целью увеличения проходимости;
- уменьшения клиренса, с целью снижения центра тяжести, т. е. большей устойчивости в поворотах.
У Джетты с клиренсом все в порядке, повышать его особого смысла нет, а вот желающие снизить его находятся. Это, при определенных навыках разборочно-сборочных работ, можно сделать своими руками. «Занижение» сводится к замене штатных пружин подвески на тюнинговые.
Технологический процесс довольно подробно описан в интернете, стоит отметить, что для работы нужно заранее приготовить расширенный набор ключей (понадобятся рожковые, накидные, головки на 7, 16, 18, 21, 24) и желательны съемники-стяжки для пружин.
При работе со сжатыми пружинами следует помнить о технике безопасности. «Стрельнувшая» пружина убить не убьет, но травмировать может существенно.
Результат на фото.
Тюнинг тормозов
Включает в себя один или несколько видов работ, направленных на повышение эффективности тормозной системы. Чаще всего это:
- замена барабанных тормозных механизмов дисковыми;
- увеличение диаметра и толщины тормозного диска;
- замена суппортов многопоршневыми.
Любые переделки тормозной системы прямо запрещены ПДД. Достаточно злобный и грамотный дорожный мздоимец может организовать массу неприятностей по этому поводу.
Внешний тюнинг
Проводится для:
- перенаправления потоков воздуха;
- изменения внешнего вида.
Довольно простое и распространенное явление — установка ветровиков на передние двери, решает сразу несколько проблем:
- предотвращение загрязнения боковых стекол в сырую погоду, т. к. в штатном исполнении вода и грязь с лобового стекла слетает на боковые;
- улучшение вентиляции салона.
Недостаток — некоторое ухудшение коэффициента аэродинамического сопротивления и связанный с этим рост расхода топлива.
Тюнинг фар
Довольно распространен, многие «джеттоводы» жалуются на неважный ближний свет. Методы решения проблемы разнообразны, от замены лампочек в фарах,
до замены оптики полностью, в данном случае на биксеноновую (цена 32 000 руб.)
При замене ламп следует учитывать их мощность, т. к. для большей мощности потребуются провода с большим сечением и другие предохранители.
Как вариант, возможна установка дополнительных фар. Подобрать подходящие по стилю для Джетты сложновато, зато вмешательство в существующую схему электрооборудования автомобиля минимально.
Еще одна популярная на Джетте доработка — установка газовых упоров (амортизаторов) капота.
Несколько отличающийся вариант.
Простая и доступная доработка — монтаж лип-спойлеров, уменьшающих загрязнение заднего стекла.
Тюнинг салона
Здесь простор для творчества воистину безграничен. Особо стоит отметить варианты разблокировки/модернизации ШГУ (магнитолы) Composition Media, ограниченность функционала которого отмечают многие владельцы.
Благодаря общей платформе задача установки мультируля от более дорогих моделей ВАГ вместо обычного несколько упрощается.
Декоративные накладки на пороги или педали, хромированные дефлекторы системы выпуска освежают и индивидуализируют авто, а установка их проста и не требует особых навыков.
Итоги и выводы
Джетта 6 позволяет существенный тюнинг экстерьера и интерьера на любой вкус и кошелек, но прежде чем вмешиваться в двигатель, трансмиссию и тормоза, стоит хорошо подумать.