Российских автомобилистов, эксплуатирующих машины на газовом топливе настиг очередной удар: цены на голубое топливо во многих регионах подпрыгнули более чем наполовину, поднявшись за последнее время с отметок 18-20 рублей до 30-33, приведя к экономической нецелесообразности его использования.
Виноват якобы опять условный Запад, скупающий и вывозящий к себе природные богатства России, но о ползучей девальвации рубля, сделавшей такой вывоз рентабельным, власть предпочитает помалкивать.
И уже традиционно предлагает «потерпеть», авось газовое топливо подешевеет. Может быть… Правда, учитывая общую экономическую ситуацию, вероятность удешевления хоть чего-либо сопоставима с вероятностью извержения вулкана на Красной площади.
Скорее будет обратная ситуация, не газ подешевеет, а бензин сильно подорожает, сделав газомоторное топливо снова выгодным. Иначе говоря, подешевеет рубль, опыт других стран постСССР свидетельствует — скачок цен на газ надежный маркер предстоящих проблем у национальной валюты и как с этим справится ЦБ РФ — большой вопрос.
Технико-экономические аспекты
В общем случае, существует зависимость между ценой, в данном случае, сжиженого газа, и бензина, определяющая целесообразность перехода на другой вид топлива. При этом надо учитывать ряд моментов:
- Переоборудование авто на газ потребует существенных финансовых ресурсов.
- При эксплуатации возникнут дополнительные расходы на ТО, ремонт и документальное оформление газового оборудования.
- Падение динамики и рост расхода топлива, связанные с иными, чем у бензина, физико-химическими свойствами газа. Например, автомобиль потреблявший бензина 10 л/ 100 км, газа будет расходовать порядка 12 л на те же 100 км.
- Рост снаряженной массы авто и соответствующее падение грузоподъемности.
- Сложности запуска в холодное время года и т.д.
В усредненном случае, для окупаемости дополнительного оборудования в обозримой перспективе цена литра пропан-бутановой смеси не должна превышать 70% от цены литра бензина.
Разумеется, в каждом конкретном случае будут свои особенности. Например, для двигателей с высокой степенью сжатия, требующих высокооктанового бензина, перевод на пропан-бутан, у которого октановое число 110-115, выгоднее, чем для низкофорсированного старого мотора.
Итоги и выводы
Конечно, для принятия решения хорошо бы обдумать плюсы и минусы вариантов, проконсультироваться у специалистов, оценить сроки окупаемости. Но в нынешней ситуации строить планы на будущее дело, похоже, безнадежное и приходиться руководствоваться другими принципами: лучше что-то иметь, чем не иметь.